ГУП "ОБЛКОММУНСЕРВИС"
Государственное унитарное предприятие Воронежской области
- Вы здесь:
- Главная
- Региональный оператор по работе с ТКО
- FAQ
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242
Вместе с тем хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в установленном порядке. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется Росприроднадзором и его территориальными органами. Перечень конкретных видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и относящихся к ТКО, имеется в федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора. Если отход 1-4 класса опасности включен в ФККО, на него собственником составляется паспорт отхода 1-4 класса опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов определены постановлением Правительства РФ. Копии паспортов на отходы 1-4 класса опасности направляются в уведомительном порядке в Росприроднадзор. Определение данных о компонентом составе и свойствах отходов 5 класса опасности и для отходов 1-4 класса опасности, включаемых в паспорт для отходов 1-4 класса опасности, осуществляться при наличии лабораторных исследований, выполненных аккредитованной лабораторией. Если образовавшийся у хозсубъекта отход не включен (отсутствует) в ФККО, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны иметь данные об отнесении соответствующих отходов к конкретному классу опасности, оформленные в соответствии с установленным порядком и критериями отнесения отходов к классам опасности в течение 90 дней с момента образовании отхода и направленные в Росприроднадзор.
Все виды образующихся отходов, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются на пять классов опасности. Отходы, относящиеся к ТКО, отнесены к 4 и 5 классам опасности. Перечень конкретных видов отходов, относящихся к ТКО, имеется в блоке 7 типа 7 3 федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденного приказом Росприроднадзора.
ГУП ВО «Облкоммунсервис» осуществляет деятельность на территории пяти межмуниципальных экологических отходоперерабытывающих кластеров Воронежской области: Лискинского, Богучарского, Борисоглебского, Калачеевского, Россошанского, включающих восемнадцать муниципальных районов: Бобровский, Каменский, Лискинский, Острогожский, Богучарский, В.Мамонский, Кантемировский, Калачеевский, Петропавловский, Воробьевский, Ольховатский, Подгоренский, Россошанский, Борисоглебский, Грибановский, Новохоперский, Поворинский, Терновский.
Крупногабаритные отходы (КГО) – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. КГО входят в состав ТКО и вывозятся в рамках договора с региональным оператором. Плата за вывоз таких отходов включена в плату за обращение с ТКО (для случаев применения коммерческого учета исходя из нормативов образования ТКО). Строительные отходы к ТКО не относятся.
В обязанности регионального оператора не входит утилизация батареек и ртутных ламп. Необходимо заключить договор с организацией, занимающейся этим видом деятельности. Также в обязанности регионального оператора по обращению с ТКО не входит транспортирование других видов отходов, не относящихся к ТКО, например, автомобильных покрышек, строительных отходов.
Региональным оператором обеспечивается сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Воронежской области.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение (размещение) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз.
Согласно ч. 4 ст.13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, организация, обустройство контейнерных площадок является обязанностью органов местного самоуправления.
Обязанность за проведением работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, закреплена за организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе:
- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;
- организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Обязанность по созданию мест накоплений для организаций лежит на собственниках твердых коммунальных отходов.
Содержать
- контейнерные площадки;
- специальные площадки для крупногабаритных отходов;
- территории, прилегающей к месту погрузки мусора,
которые находятся на придомовой территории, входящей в состав общего имущества в МКД, должны собственники помещений в многоквартирных домах (МКД). Если перечисленные объекты не входят в состав общего имущества МКД, то их содержат собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.
Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки отходов в мусоровоз.
Соответственно, контейнерное оборудование предоставляется управляющей организацией либо муниципалитетом (при наличии бюджетного финансирования). Жители индивидуальных домов могут использовать бесконтейнерный сбор либо приобрести контейнер в собственность и обратиться в администрацию и роспотребнадзор для определения места установки контейнера. В случае отсутствия собственной контейнерной площадки у образователя ТКО, необходимо получить письменное разрешение у балансодержателя контейнерной площадки, на которой планируется осуществлять накопление твердых коммунальных отходов.
Если собственник проживает в многоквартирном доме, то ему надо обращаться в свою управляющую организацию, если в индивидуальному жилом доме, то по телефонным номерам либо посредством электронной почты, указанным в разделе «Контакты» на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет по адресу: http://oblcomservice.ru/
- заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО;
- оплачивать услуги регионального оператора по цене, установленной по единому тарифу на услугу регионального оператора, который устанавливается органом исполнительной власти Воронежской области, уполномоченным в области регулирования тарифов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны заключить собственники твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Собственники ТКО – это:
- собственники помещений в многоквартирных домах,
- собственники частных домовладений,
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Для всех остальных юридических лиц, индивидуальных предпренимателей заключение договора и внесение по нему платы региональному оператору является обязательным.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своём официальном сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет Региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае если потребитель не направил Региональному оператору заявку, где потребитель указывает актуальные данные (Количество зарегистрированных, проживающих и собственников для жилых помещений; фактический адрес, площадь, кол-во сотрудников, вид деятельности и другие параметры для нежилых помещений, от которых зависит начисление) и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора на основании имеющихся сведений о количестве потребителей и параметрах объекта, вступившим в силу на 16- й рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в сети «Интернет».
Собственники ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Более того, с 01.01.2021 договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключены автоматически со всеми образователями отходов на основании правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641», положений гражданского законодательства о публичной оферте, публичном договоре, в случае отсутствия направленной заявки.
Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором ТКО - до 01.01.2020 г.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Исходя из норм Гражданского кодекса, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров, предметом которых непосредственно по Гражданскому кодексу является передача права собственности, т.е. договоров купли-продажи, мены или дарения (из них наибольшее практическое значение имеют допустимые при всех условиях договоры купли-продажи).
Для того чтобы заключить договор с региональным оператором по обслуживаемому нежилому фонду необходимо:
- Внести в договор с арендатором пункт о переходе права собственности твердых коммунальных отходов;
- Предоставить копии заключенных договоров с арендаторами о предоставлении коммунальных услуг, в том числе обращение с твердыми коммунальными отходами;
- Предоставить необходимую информацию по арендаторам для расчета начисления стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором;
- Предоставить информацию о местах накопления ТКО. При наличии у юридического лица собственной контейнерной площадки, коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления при наличии соответствующей заявки.
На официальном сайте Регионального оператора http://oblcomservice.ru/ в разделе «Документы» находятся шаблоны Типовых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641»
Внести изменения возможно, путем составления дополнительного соглашения.
Собственники ТКО обязаны заключить договор с Региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год размещает в печатных средствах массовой информации, и на своём официальном сайте в сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16- й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в сети «Интернет». Таким образом, с 01.01.2021 договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключены со всеми образователями отходов на основании публичного договора, в случае отсутствия направленной заявки.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления.
Потребителями коммунальной услуги в данном случае являются жители многоквартирных домов. Управляющая компания несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг. В случае заключения ТСЖ или ЖК договора управления многоквартирным домом с управляющей компанией, договор на обращение с ТКО может быть заключен управляющей компанией, в случае отсутствия такого договора, ТСЖ или ЖК заключают такой договор самостоятельно.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом, договор на обращение с ТКО заключается с каждым собственником помещений (прямой договор). На основании вышесказанного, договор на обращение с ТКО заключают:
- - управляющие организации;
- - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, в случае отсутствия у них договора на управление многоквартирным домом с управляющей организацией;
- - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, либо не выбран способ управления.
- У собственников помещений существует возможность перейти на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг по инициативе собственников при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения.
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений в МКД. С 01.01.2020 г. вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка «Коммунальная услуга по обращению с ТКО».
Стоимость коммунальной услуги Обращение с ТКО определяется исходя из установленного тарифа и нормативов накопления или факта накопления ТКО и установлена законодательными актами. В тариф входят следующие расходы – затраты на транспортирование ТКО, затраты на обработку и захоронение ТКО с учетом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, операционные (собственные) затраты регионального оператора. Норматив накопления твердых коммунальных отходов представляет собой среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. Предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для государственного унитарного предприятия Воронежской области «Облкоммунсервис» установлен Приказами УРТ Воронежской области С названными нормативными актами можно ознакомиться в разделе «Документы» на официальном сайте регионального оператора в сети Интернет по адресу: http://oblcomservice.ru/
Начисление услуги Обращение с ТКО осуществляется расчетным путем в соответствии с п.6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505:
- исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (фактическое начисление).
В соответствии с действующим законодательством, коммерческий учет отходов при расчетах с собственниками твердых коммунальных отходов может осуществляться расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления. Предприятие осуществляет коммерческий учет исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. При наличии у юридического лица собственной контейнерной площадки, установленной и зарегистрированной в предусмотренном законом порядке, оплата услуги по обращению с ТКО будет производится исходя из фактического объема ТКО при наличии соответствующего обращения.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внёсшие плату за коммунальные услуги, обязаны уплатить пени . Взыскание задолженности будет производиться в судебном порядке по общим правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, путём подачи заявлений о выдаче судебного приказа или исковых заявлений.
Услуга по обращению с ТКО является коммунальной, поэтому оплатить ее можно везде, где оплачиваются другие услуги.
В случае несоответствия информации, отображенной в платежном документе о количестве зарегистрированных лиц необходимо обратиться в адрес регионального оператора с заявлением о внесении изменений в лицевой счет и предоставить подтверждающие документы (выписка из домой книги или справка о количестве зарегистрированных лиц по адресу)
По вопросам некачественно предоставленной услуги по обращению с ТКО следует сообщать по телефонам, адресу электронной почты, указанным в разделе «Контакты» на официальном сайте Регионального оператора http://oblcomservice.ru/. При условии заключения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО между Региональным оператором и управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, исполнителями коммунальной услуги по обращению с ТКО будут выступать соответствующие управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, соответственно с претензиями нужно будет обращаться к ним. При условии заключения Региональным оператором прямых договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с собственниками помещений – с претензиями следует обращаться к Региональному оператору.
В связи с временным отсутствием зарегистрированных лиц в жилом помещении может быть произведен перерасчет за весь период отсутствия. Факт проживания по другому адресу необходимо подтвердить документально. Перечень документов определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
При длительном (непрерывном) отсутствии подтверждать факт проживания по другому адресу необходимо каждые 6 месяцев.
Заявление должно быть направлено в адрес исполнителя коммунальной услуги. Исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами могут выступать:
- - Управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом – в случае если собственники помещений в многоквартирном доме (орган управления товариществом собственников жилья, орган управления жилищным кооперативом) заключили между собой договор управления многоквартирным домом;
- - Товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив – в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об управлении многоквартирного дома товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- - Региональный оператор – в случае, если:
1.Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме приняло решение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором и данное решение получено Региональным оператором;
2.Региональный оператор в одностороннем порядке отказался от исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, ранее заключенного между региональным оператором и управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом), в связи с наличием у управляющей организации (товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива) признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед региональным оператором в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
3.Собственники помещений в многоквартирном доме и региональный оператор заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации;
4.Собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано непосредственное управление;
5.Собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ управления, либо способ управления выбран, но выбранные управляющая организация (товарищество или кооператив) не заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами управляющей организацией либо товариществом или кооперативом;
6.Договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, ранее заключенный между региональным оператором и управляющей организацией (товариществом или кооперативом), расторгнут – до заключения нового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении этого многоквартирного дома
Кроме того, заявление можно направить в адрес платежного агента исполнителя (ИВЦ, РКЦ)
Расчет производится исходя из количества зарегистрированных лиц и тарифа на услугу по вывозу ТКО. При отсутствии постоянно или временно зарегистрированных в жилом помещении граждан объем коммунальной слуги рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения на основании п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Региональный оператор по обращению с ТКО не уполномочен заниматься оформлением льгот. Для уточнения вопроса предоставления льгот, компенсаций гражданам необходимо самостоятельно обратиться в департамент социальной защиты Воронежской области (его территориальные подразделения/представительства), где производят расчет и выплату компенсаций льготным категориям населения за услугу по обращению с ТКО (как и по другим коммунальным услугам).
В соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача твердых коммунальных отходов лицам, не являющимся региональным оператором запрещена. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Согласно законодательству, единственный законный способ обращения с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2020 является передача своих твердых коммунальных отходов региональному оператору.
При всем различии многоквартирных домов с точки зрения этажности, планировки, благоустроенности и т.п. их объединяют два признака, имеющие правовое значение:
- совокупность квартир (не менее двух)
- наличие в доме общего имущества, предназначенного для обслуживания этих квартир. С учетом названных критериев к многоквартирным домам относятся также и одноэтажные двухквартирные, возведенные и предоставленные в соответствии с проектной документацией для проживания нескольких семей.
Однако, если жилое помещение является частью двухквартирного одноэтажного жилого дома, в котором отсутствуют общие инженерные сети, не имеется помещений общего пользования, в каждую квартиру обустроены отдельные входы с улицы, квартиры в данном доме разделены капитальной стеной, то такой жилой дом не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, а жилые помещения, отмеченные в технической и правоустанавливающей документации, как квартиры, с точки зрения градации жилых помещений, являются частями жилого дома, то есть такой дом можно признать ИЖС. Таким образом, нельзя однозначно сказать, является ли двухквартирный дом МКД или ИЖС, вид жилого помещения указывается в правоустанавливающих документах и в каждом конкретном случае должен определяться отдельно.
Да, так как в процессе ухода за младенцем также образуются отходы (памперсы, баночки от питания, одноразовые пеленки, салфетки и т.п.).
Под обязанность заключить договор с региональным оператором попадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы, в том числе и садоводческие товарищества. На основании п. 8 ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан соблюдать градостроительные, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные требования (нормы, правила и нормативы). В данном случае потребителями коммунальной услуги являются собственники земельных участков. Решения собраний членов товариществ, касающиеся управления имуществом общего пользования в интересах всех граждан, ведущих соответствующее хозяйство на территории соответствующего объединения (включая и сбор отходов для их последующего вывоза), являются равно обязательными как для членов/участников такого объединения, так и для граждан, ведущих такое хозяйство в индивидуальном порядке. Таким образом, решения по всем вопросам, касающимся организации сбора и вывоза коммунальных отходов на территориях дачных, садоводческих и огороднических объединений отнесено к компетенции органов управления таких объединений, а не к компетенции отдельных граждан, в силу чего только такие объединения должны выступать стороной договора с региональным оператором.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов, отличных от твердых коммунальных. Конкретный перечень отходов, относящихся к ТКО, определен приказом Росприроднадзора. Так как на многих предприятиях образовываются не только отходы жизнедеятельности, но и другие специфические отходы, то для их транспортировки и утилизации (захоронения) необходимо заключить договор со специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию, и с лицензированным полигоном.
Согласно ст. 24.7 ФЗ от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В соответствии с п. 148 (1) постановления Правительства РФ № 354 договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в многоквартирном доме. Обязанность по оплате коммунальных услуг (в т.ч. обращения с отходами) лежит на собственнике помещения. Договор по обращению с ТКО может быть заключен и с арендатором в случае обязательного предоставления заверенной копии договора аренды согласно которому обязанность по несению затрат за коммунальную услугу по обращению с ТКО полностью возложена на арендатора. В п. 148(1) постановления Правительства РФ №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД.
Управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающему коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В случае если организацией деятельность не осуществляется, фактическое накопление отходов отсутствует, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны уведомить регионального оператора о периоде приостановки деятельности, с приложением заверенных документов, подтверждающих факт приостановки деятельности. В случае отсутствия такого письма начисление платы происходит исходя из положений действующего договора. Такими документами являются: В случае если деятельность ЮЛ не ведется или приостановлена (на срок более 5 дней), потребитель услуги «Обращение с ТКО» должен предоставить документы, подтверждающие этот факт:
- Документы, подтверждающие факт простоя на объекте образования твердых коммунальных отходов (акт о простое, приказ о простое, копия уведомления территориального органа занятости населения о возникновении простоя, со штампом регистрации уведомления в территориальном органе занятости населения) за период приостановления деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов.
- Документы, правоприменительных органов, предписывающие приостановить деятельность на объекте образования твердых коммунальных отходов (судебные решения, постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, протокол о временном запрете деятельности, требования, предписания, представления органов государственного контроля (надзора), решения о лишении лицензии (разрешения)).
- Документы, подтверждающие отсутствие поставки иных коммунальных ресурсов (тепловая энергия, горячая вода, холодная вода, электрическая энергия, газ) на объект образования твердых коммунальных отходов в период приостановления деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов (платежные документы на электроэнергию, воду и т.д. с нулевым предъявлением).
- Бухгалтерская, налоговая, статистическая отчётность, подтверждающая отсутствие деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов за период приостановления деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов.
- Соглашения о расторжении договоров пользования объектом образования твердых коммунальных отходов, подтверждающие отсутствие деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов за период приостановления деятельности на объекте образования твердых коммунальных отходов.
Региональный оператор вправе осуществить проверку ведения деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В случае если в результате проверки будет выявлено, что деятельность осуществляется, региональный оператор оставляет за собой право осуществить начисление платежа за весь период приостановки деятельности собственнику твердых коммунальных отходов.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- на образовавшиеся отходы 1-4 класса опасности, включенные в ФККО, составить паспорт отхода 1-4 класса опасности установленной формы с обязательным определением данных о компонентом составе и свойствах отходов, выданных аккредитованными лабораториями; копии паспортов отходов должны быть направлены в Росприроднадзор;
- на отходы 5 класса опасности, включенных в ФККО, с привлечением аккредитованных лабораторий определить компонентный состав;
- на образовавшиеся отходы 1-5 класса опасности, не включенные в ФККО, иметь сведения по определению данных о компонентом составе и свойствах, выполненные аккредитованной лабораторией, а также об отнесении соответствующих отходов к конкретному классу опасности, оформленные в соответствии с установленным порядком и критериями отнесения отходов к классам опасности в течение 90 дней с момента образовании отхода и направленные в Росприроднадзор;
- разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР) и иметь документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; объект размещения отходов, на который передаются отходы должен совпадать с объектом размещения отходов, указанным в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- субъекты малого и среднего предпринимательства представлять по подведомственности отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке;
- иметь свидетельство о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС, полученное по подведомственности.
Нарушение указанных требований в области обращения с отходами влечет привлечение к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ – на ИП штраф 30-50 тыс.руб., на должностных лиц штраф 10-30 тыс.руб., на юридических лиц штраф 100-250 тыс.руб., а отсутствие сведений о постановке на учет объектов НВОС по ст.8.46 КоАП РФ влечет штраф на юр.лиц и ИП 30-100 тыс.руб.
За нарушения при обращении собственника со своим мусором предусмотрена административная ответственность. За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами предусмотрено наказание:
- на должностных лиц – штраф от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на предпринимателей – штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок более 90 суток;
- на юридических лиц – штраф от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей, административное приостановление деятельности на срок более 90 суток.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
- уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
- уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В случае обнаружения места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, необходимо сообщить региональному оператору ТКО сведения о местоположении места несанкционированного складирования ТКО.
В холодное время года (среднесуточная температура +5 oC и ниже)- не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 оС)- 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года – не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к постановлению Правительства РФ № 354.
Возможность заключения договора на вывоз ТКО по фактическому объему предусмотрена только для юридических лиц, имеющих собственную контейнерную площадку.